Теодор Жерико, формально, положил начало адекватному изображению людей с ментальными заболеваниями в медицинских пособиях — он писал портреты душевнобольных, иллюстрируя лекции Жан-Этьен Эскироля. Эскироль прославился тем, что начал вести одни из самых первых лекций по психиатрии, что уже было невероятно — до века 18 никто особо не пытался лечить душевнобольных людей и не представлял исцеление возможным. в той же лечебнице пациентов перестали держать в цепях в подвалах только в 1792 году, силами учителя Эскрироля, Филиппа Пинеля, устроившего огромную компанию в изданиях, и обратившего с прошением напрямую к государству. до этого гуманное содержание больных не поднималось на обсуждение. скорее всего, портреты были чем-то вроде платы за лечение самого Жерико (он страдал тем, что называют “меланхолией“, хотя говоря современным терминами, скорее всего, у него была депрессия). портреты сначала принадлежали директору лечебницы Сальпетриер, доктору Жорже, а после его смерти интерны поделили портреты между собой. примечательно, что тогда Лувр от покупки картин отказался, несмотря на невероятную популярность живописца. сыграла ли роль стигма? возможно. картина: «Филипп Пинель снимает цепи с больных», Тони Робер-Флёри.